Почвенно-климатические условия и технология возделывания имеют огромное значение в виноградарстве и виноделии, однако знание спонтанной флоры виноградников является отличным индикатором для виноделов.
Спонтанная флора на винограднике относится к естественным, непосаженным растениям, которые растут в междурядьях и вокруг кустов винограда. Эти растения появляются без целенаправленного посева или посадки и включают широкий спектр трав, цветов, кустарников и даже деревьев.
Спонтанная флора играет важную роль в экосистеме виноградника, способствуя поддержанию биологического разнообразия, улучшению структуры почвы, снижению эрозии и созданию среды обитания для полезных насекомых и микроорганизмов. В некоторых случаях она может также подавлять рост вредных сорняков и снижать необходимость использования гербицидов. Знание видов, входящих в состав спонтанной флоры, также известных как растения-биоиндикаторы, позволяет проверить, насколько реализованы ли стратегии борьбы с сорняками или адекватны ли методы обработки почвы на винограднике.
Окружающая среда и экологическое пространство
Термин «окружающая среда» впервые был использован в начале 1800-х годов датским поэтом Йенсом Баггесеном на немецком языке вместе со словом Umwelt, от терминов «Um», означающих «вокруг», и «Welt» - мир. Таким образом, в буквальном переводе окружающая среда – это «мир вокруг».
Представление меняется с появлением концепции экосистемы, в которой биотические и абиотические организмы взаимодействуют, образуя более или менее сложную систему. Роль экологического фактора берет на себя каждая физическая, химическая или биологическая переменная, способная влиять на экосистему в целом или на жизнь отдельного организма, входящего в ее состав. Обычно такие факторы, как свет, температура, влажность, химический состав почвы и воды, определяются как абиотические, а те, которые включают внутри- и межвидовые взаимодействия между живыми существами, определяются как биотические.
С древних времен наблюдалось влияние внешней среды на животных и растения. Однако лишь к концу XVII века изучение этого влияния приобрело по-настоящему рациональную основу. Изучение различного распространения дикорастущих и культурных растений чрезвычайно полезно для географического анализа. Растение настолько глубоко отражает окружающую среду и настолько с ней идентифицируется, что его можно рассматривать как записывающее устройство, способное самым точным образом выражать совокупное действие различных факторов среды.
Эти факторы можно разделить на четыре большие категории:
♦ климат (свет, тепло, ветры, осадки и т. д.);
♦ почва (структура, химический состав и т.п.);
♦ морфология (высота, уклон, экспозиция и т. д.);
♦ растительность (группировки растений в ассоциации, борьба между разными видами, симбиоз, паразитизм и т. д.).
Таким образом, экологические исследования подразумевают знание климата, морфологии, местности и самой растительности. Все эти элементы, составляющие биологическую или окружающую среду, настолько тесно связаны и взаимозависимы, что почти невозможно отделить действие одного от действия другого.
Взаимоотношения растений и окружающей среды
Рост растений регулируется очень четко: они тесно связаны со средой, в которой они обитают, и обусловлены рядом экологических и исторических факторов, оправдывающих или не оправдывающих их присутствие в определенном месте. Каждый вид растений имеет диапазон толерантности к каждому экологическому фактору, в пределах которого он может осуществлять свою жизнедеятельность.
Этот диапазон варьирует от вида к виду: виды с широкой экологией называются эврициями (euriecie), а более требовательные виды с ограниченной экологической толерантностью называются стеноэциями (stenoecie), они и вносят наиболее полезный вклад с точки зрения биоиндикации.
Экологические факторы могут влиять на размеры растения и его форму, на циклические биологические проявления и продолжительность жизни растения. Кроме того, они могут контролировать размер популяций, воздействуя на скорость воспроизводства, конкурентоспособность , всхожесть и скорость роста. С другой стороны, растительные организмы могут влиять на окружающую среду, изменяя степень и качество некоторых факторов, таких как, например, ограничение количества солнечной радиации или увеличение количества органического вещества с накоплением некромассы или даже закислением почв, как это бывает в некоторых хвойных лесах.
Биоиндикаторы
Колумелла (I век н.э.), один из древнеримских авторов, осветивших в своих произведениях тему сельского хозяйства, во второй книге «De Rustica» писал следующее: «существуют различные признаки, позволяющие распознать мягкую почву, пригодную для пшеницы, например наличие камыша, тростника, клевера, ежевики, терна и несколько других растений, которые, хорошо известные исследователям, растут только в жилах мягкой земли».
Ксенофонт, заявивший 2400 лет назад, что «из всех искусств легче всего обучиться земледелию», излагает его основы, начиная со знания почвы: «можно узнать, что будет или не будет расти на почве, просто увидев урожай и деревья (…). Что земля любит расти и питать (….)».
В XVI веке итальянец Галло перечислил «травы, которые свидетельствуют о достоинствах терруара»: «хорошо, если растут одуванчики, клевер и мальва... нет ни одной травы, которая, возникнув в каком-то месте, не придают значение плодородия: но превыше всего для почвы преимущество приносит клевер».
Клевер
Несмотря на эти исторические свидетельства, первые работы о растениях-биоиндикаторах зафиксированы примерно 100 лет назад во Франции, где эта тема в своей время была даже школьной дисциплиной.
В целом все спонтанные растения могут дать интересные сведения о почвенно-климатических и агрокультурных аспектов, связанных с конкретной сельскохозяйственной культурой и для конкретной территории. Фактически, присутствие определенных видов растений, связанных с определенными биотопами и конкретными климатическими и почвенными требованиями, также может указывать на некоторые ошибки выращивания. Кажется очевидным, что во всех этих случаях простые физико-химические лабораторные анализы не могут предоставить доказательства этих «ошибок».
Современное определение растений - биоиндикаторов может быть следующим: «Легко узнаваемые виды растений, присутствие (или, наоборот, отсутствие) которых в месте дает указание на одну или несколько характеристик, физико-химических или биологических, природных или обусловленных к действию человека. Выражение всегда должно быть во множественном числе, и нам следует говорить скорее об индикаторной растительности (или растительной ассоциации), поскольку вид или растение сами по себе не могут быть индикатором».
Чтобы растение считалось биоиндикатором в окружающей среде, оно должно занимать доминирующее положение над другими присутствующими видами, т.е. не менее 5–10 субъектов на1 м², или не менее 70% площади, занимаемой самим растением.
Методология исследования, наиболее используемая сегодня при изучении растений-биоиндикаторов, - это та, которая использует исследования ботаника Жерара Дюсерфа о взаимосвязи прорастания и покоя семян спонтанных видов. С оперативной точки зрения сначала необходимо иметь отличный ботанический справочник, чтобы затем действовать в полевых условиях в соответствии со стандартизированной методологией.
Обычно соответствующие периоды оценки — весна, лето и осень. Определяется однородная площадь участка, идентифицируются присутствующие виды и фиксируется интенсивность присутствия каждого из них; впоследствии уровень покрытия добавляется и анализируется в соответствии с методикой Дюсерфа.
Показания, которые можно получить, различны:
♦ структура почвы (плотная, аэрированная и т.п.);
♦ текстура , pH, нынешние или прошлые действия человека (вспашка, культивация земли и т. п.);
♦ деятельность микроорганизмов (бактерий, грибов и т. п.).
В качестве примера мы приводим пример почвы о почве с преобладающим присутствием мокрицы (Stellaria media) – вида растений, считающегося растением, указывающим на хорошо сбалансированную и плодородную почву, обладающей прекрасными качествами: «биологически активная, аэрированная, неуплотненная почва, с хорошей минерализацией органических веществ».
Мокрица
Покажите мне свои сорняки, и я расскажу вам, какие у вас методы виноградарства и какая у вас почва на винограднике.
Спонтанная флора виноградников заслуживает того, чтобы ее знали. Это отражение почвы, климата, а также управления виноградником: обработка почвы, химическая прополка (гербициды), дата и частота скашивания трав для залужения или сидератов, а также виды трав в междурядьях влияют на спонтанную флору.
Исследование, проведенное во Франции, показало, что из 5000 существующих видов растений только около 400 растут в культуре. В виноградарстве на территории этой страны можно встретить от 75 до 80 различных видов, а на одном винограднике - от 40 до 50 видов.
Все их знать сложно, но каждому виноградарю полезно уметь определять нва своем винограднике те виды, которые могут указывать на проблемы или вред от которых значителен: виды, устойчивые к прополке, конкурирующие с кустами винограда летом и т. д. Это также может быть интересно виноделам, которые занимаются винным туризмом и проводят экскурсии по своим виноградникам, чтобы показать некоторые красивые растения (мускари, тюльпаны, клевер и т. д.), которые можно показать посетителям.
Знание спонтанных видов позволяет убедиться в адекватности стратегии борьбы с сорняками, т.е. в том, что спектр действия и используемая доза соответствуют в случае химического контроля, или что методы обработки почвы подходят. Для тех, кто выбирает травление , это позволяет узнать, хорошо ли стихийная флора подходит для практики естественного травления или, наоборот, придется прибегнуть к «искусственному» травлению .
Читайте здесь: Различные методы борьбы с сорняками на виноградниках
Некоторые примеры растений-биоиндикаторов на виноградниках и их агрономическое значение
Спонтанная флора виноградников различается на разных участках по высотному диапазону, широте, почвенно-климатическим условиям, системе подготовки и борьбы с сорняками. В междурядьях, подвергаемых периодическому живому мульчированию, преобладают типичные роды дернового и лугового режимов, в том числе микротермальные (прохладной зоны) роды Злаки (Poaceae) – Райграс (Lolium), Мятлик (Poa), Костёр (Bromus), Ежа (Dactylis), Лисохвост (Alopecurus), Овсюг (Avena) и др.), а однолетние макротермальные растительные формации - роды Ежовник (Echinochloa), Росичка (Digitaria) и Мышей (Setaria) чаще встречаются в орошаемом или с применением культиваций виноградарстве, особенно под кустами винограда.
Более конкурентоспособные многолетние растения Житняк (Agropyron), Свинорой (Cynodon) и Сорго (Sorghum) часто встречаются на любых виноградниках.
В осенне-весенний период на виноградниках нередки широколистные роды Вероника (Veronica), Герань (Geranium), Звездчатка (Stellaria), Яснотка (Lamium), Калепина (Calepina), Подорожник (Plantago), Горлюха (Picris), Одуванчик (Taraxacum), Осот (Sonchus), Крестовник (Senecio), Скерда (Crepis) и др.
Среди наиболее распространенных видов, растущих в высоту, определяются такие однолетники, как Щирица (Amaranthus), Амброзия (Ambrоsia artemisiifоlia), Паслён (Solanum), Марь (Chenopodium), Спорыш (Polygonum), а также многолетники бодяк полевой (Cirsium arvense), Щавель (Rumex spp.), Полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris).
Замещающая флора на виноградниках обычно состоит из родов и видов, которые засеялись после чрезмерного использования на участке гербицидов сплошного действия (раундапа, то есть глифосата), и включает Equisetum (Хвощ), Epilobium (Кипрей), Erigeron (Мелколепестник), Geranium (Герань), Malva (Мальва), Вьюнок (Convolvulus), Мята (Mentha), Brionia (Бриония), Phytolacca (Лаконос), Parietaria (Постенница), Inula viscosa (Диттрихия клейкая), Torilis arvensis (Торилис полевой).
Крестовник обыкновенный (Senecio vulgari): это растение растет на щелочных почвах, бедных органическими веществами и/или с избытком азота. Эти земли неструктурированы, с начальными признаками эрозии. При его наличии необходимо внести гумус для восстановления плодородия.
Мелколепестник канадский (Erigeron canadensis): встречается в илистых почвах, бедных органическими веществами. Его чрезмерное присутствие свидетельствует об уплотнении, выщелачивании и эрозии почвы, поэтому необходимо сократить обработку почвы и внести органику, сохраняя хорошее постоянное залужение междурядий.
Двурядка эруковидная (Diplotaxis erucoides): присутствует в почвах, богатых основаниями, плотных и с высоким pH, указывает на отсутствие аэробной микробной активности. Фосфор блокируется. В этом случае лучше избегать неглубокой обработки почвы и внесения органических веществ.
Бодяк полевой, или Розовый осот (Cirsium arvense): это мезофильный (приспособленный к условиям среднего увлажнения) и пионерный (то есть растение, поселяющееся первым на территории, ранее не занятой растительностью) вид, встречающийся на всех типах почв, несмотря на пристрастие к плодородным, свежим, глубоким и суглинистым. Это индикатор ила, а также азота, однако он бережлив и может адаптироваться к любым условиям. В его присутствии может возникнуть возможная закупорка фосфора и проявление хлороза у кустов винограда.
Читайте здесь: Хлороз у винограда: причины и меры борьбы
Лисохвост мышехвостниковидный (Alopecurus myosuroides): обычно отсутствует в песчаных и кислых почвах, предпочитает среднезернистые, глинистые и даже известковые, уплотненные, свежие, но не слишком влажные почвы. Быстро реагирует на калийные и азотные удобрения, при этом его рост не зависит от уровня фосфора. Чрезмерное его количество на винограднике, как и присутствие Райграса (Lolium spp.), означает «злоупотребление» гербицидами на виноградниках, в частности глифосатом.
Хвощ полевой (Equisetum arvense): предпочитает глинистые, глинисто-песчаные, супесчаные, влажные, иногда уплотненные и бедные кальцием почвы. Указывает на влажные почвы с высоким уровнем грунтовых вод, плохим дренажем и, как правило, кислым pH.
Поэтому важность тщательного наблюдения за растениями в поле очевидна: наличие любых спонтанно растущих растений могут давать интересные указания, но знание того, как распознавать скрытые сообщения, может помочь виноградарям, которые смогут улучшить управление своим виноградником и оперативно вмешаться в случае необходимости.
by Silverio Pachioli (Сильверио Пачиоли)